+7 (343) 290 80 10

Как снизить неустойку за сверхнормативный простой вагонов в суде?

Дата публикации: 23 мая, 2024г.
неустойка за сверхнормативный простой вагонов

Наша команда участвовала в десятках судебных процессов по взысканию неустойки за сверхнормативный простой вагонов на станциях грузовых операций — под погрузкой или выгрузкой, порой защищая Истцов, а иногда и Ответчиков.

Чаще всего данные дела являются выигрышными для Истцов, так как договором по предоставлению вагонов, как правило, установлены чёткие сроки, в течение которых вагон может находиться под грузовыми операциями, согласован размер неустойки и по сути закреплена презумпция вины Ответчика. Единственное, что нужно доказать Истцу — сроки простоя.

Но в данной статье мы хотим поделиться советами о том, какие аргументы может использовать Ответчик, чтобы снизить размер неустойки за простой вагонов, а порой даже добиться отказа в удовлетворении такого иска.

☐ Проверьте наличие у вас вины в простое вагонов

Для того, чтобы взыскать с Ответчика неустойку, суд должен установить наличие вины в действиях (или бездействии) Ответчика. Таким образом, если Ответчик докажет, что простои произошли не по его вине, а по вине Истца, перевозчика или третьих лиц, за действия которых он не отвечает, неустойку платить не придётся.

Например, указанные обстоятельства могут повлиять на исход дела, если они корректно оформлены.

Причина простояЧем доказать?
Вагон пришёл на станцию погрузки технически неисправным (тонкий гребень, ползун, выщербины).Акт общей формы ГУ-23;
Акт о повреждении вагона формы ву-25;
Уведомление на ремонт вагона ВУ-23;
Вагон пришёл на станцию погрузки коммерчески непригодным (остатки предыдущего груза, насекомые).
Акт общей формы ГУ-23;
Грузовые операции были своевременно завершены, но РЖД отказывает в приёмке груза к перевозке в связи с загруженностью ЖД путей, движением военных грузов и по иным причинам, не зависящим от грузоотправителя.
Акт общей формы ГУ-23;
Уведомление о завершении грузовых операций (если вагоны стояли на путях необщего пользования);
Ведомости подачи-уборки вагонов (если вагон стояли на путях общего пользования).
Грузовые операции были своевременно завершены, но вагоны стояли на станции, поскольку Истец не выполнял своих обязанностей по договору, например, не оплачивал железнодорожный тариф или не оформлял заготовки на порожние вагоны.
Акт общей формы ГУ-23;
Уведомление о завершении грузовых операций;
Переписка сторон, в том числе посредством электронной почты и мессенджеров.

☐ Проверьте, нет ли признаков форс-мажорной ситуации

Если простои произошли по причине чрезвычайных погодных явлений, объявления войны или блокады и прочих непредвиденных ситуаций, то начислять неустойку за указанный период Истец не вправе (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).

При этом важно понимать, что оценка наличия признаков форс-мажора производится в каждом случае индивидуально. Например, снегопад в летний период можно признать форс-мажором, а в осенне-зимний нет.

Чтобы подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) необходимо предоставить в суд соответствующие документы государственных или муниципальных органов, заключение торгово-промышленной палаты.

Конвенциональные ограничения перевозчика (РЖД) в некоторых случаях суды также признают обстоятельствами непреодолимой силы. Для их подтверждения необходимо предоставить телеграмму, которыми оформляются в РЖД подобные конвенции. Если данный документ у вас отсутствует, вы можете истребовать необходимые сведения у РЖД через суд в соответствии со ст. 66 АПК РФ.

☐ Мотивируйте необходимость применения ст. 333 ГК РФ

Практически всегда в подобных случаях Ответчики просят применить ст. 333 ГК РФ, в соответствии с которой суд может уменьшить неустойку, если она явно не соразмерна негативным последствиям от допущенного Ответчиком сверхнормативного простоя.

Однако, чтобы суд применил эту норму, необходимо убедить судью в несоразмерности неустойки. Как это сделать?

  • Предоставить аналогичные договоры с другими организациями, предоставляющими вагоны, в которых указан меньший размер неустойки;
  • Предоставить судебные решения (в том числе конкретно данного Истца или собственника вагонов), в которых Истцами взыскивались меньшие суммы неустойки за сверхнормативные простои;
  • Настаивать в суде на том, что Истец не предоставляет каких-либо документов, которые бы подтверждали негативные последствия от допущенного сверхнормативного простоя вагонов.

☐ Занимайте активную процессуальную позицию

Одна из самых больших ошибок, которые допускают Ответчики в этих судах — занимать следующую позицию: «Истец ничего не доказал, а значит я не виноват». Напротив, необходимо активно и деятельно обосновывать свою позицию, предоставлять доказательства, при их отсутствии запрашивать необходимые сведения у третьих лиц.

Обязательно подайте отзыв на исковое заявление, ходатайствуйте о привлечении третьих лиц, об истребовании доказательств и о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства. В данном случае Ответчику необходимо принять все необходимые меры для снижения судом неустойки либо отказа в удовлетворении исковых требований.

Очень важно добиться рассмотрения дела в общем порядке с возможностью явки сторон в судебные заседания. Если дело рассматривается в упрощенном порядке, Ответчику сложнее донести до суда необходимые аргументы.

юристы в сфере ЖД перевозок
Наша команда юристов. Позвоните или напишите, чтобы получить бесплатную консультацию.

☐ Наймите хорошего юриста в сфере ЖД перевозок

Юридические споры в сфере железнодорожных перевозок очень специфичны. Тем, кто ранее не сталкивался с этими делами, сложно сориентироваться в ЖД нюансах, особенно в ходе судебного заседания.

Как вы или ваш юрист будет действовать, если суд и оппонент начнут засыпать его вопросами. Запросили ли сведения в ЭТРАН? Когда оформили ГУ-12? Были ли повешены заготовки на вагоны? Составлялись ли акты общей формы, направлялись ли уведомления станции? И так далее.

Именно поэтому, если собственник или оператор вагонов подал на вас в суд и требует оплатить неустойку за сверхнормативный простой вагонов на станции погрузки или выгрузки, обратитесь к нам за квалифицированной юридической помощью — мы поможем.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Получите первичную бесплатную консультацию юриста по телефону или мессенджеры и узнайте что Вам делать прямо сейчас

О НАС

УСЛУГИ

КЕЙСЫ

КОНТАКТЫ

г. Екатеринбургул. Кузнечная 81, оф. 36

+7 (343) 290 80 10